Николай Косовнин — капитан III ранга, бывший командир подводной лодки. Военной службе отдал 28 лет, сейчас живет в Радужном. Служил на Северном флоте и на Балтике. В прошлом году в Общественной палате РФ ему вручили медаль «Ветерану военной службы в Сирии» и почетный крест «Офицерская честь».
Морские истории
Николай Косовнин родился в 1945 году во Всеволжске под Ленинградом. Его отец был флотским офицером на Северном флоте, командовал торпедным катером. Николай пошел по стопам отца. В 1972 году окончил Калининградское высшее военно-морское училище и также был направлен на Северный флот.
— Американцы называли нашу эскадру «дикой» или «черной», — рассказывает он. — Мы служили в таких экстремальных условиях, на какие бы они не согласились. По живучести наши лодки были очень хороши. Однако техника старая, комфорта — ноль. Душ один на всю команду. В плане технологий американцы нас превосходили, а мы свое местонахождение определяли чуть ли не как во времена Колумба…
— Однажды передавал подводную лодку ливийцам, — вспоминает Николай Петрович. — Мне пришлось выступить в роли командира. Нужно было принять лодку с завода, проверить все функции. Проблем было очень много. Во время шторма лодку чуть было не снесло в море — сорвало плавкран. Но в конце концов все закончилось благополучно…
Еще один эпизод навсегда остался в памяти Николая Косовнина.
— Это было на третий год службы, — вспоминает он. — Меня назначили старпомом. Нас отправили на учения ближе к Северному полюсу. Лодка дизельная, она не предназначена подо льдами плавать. Но в этом районе сорвало лед на площади 100 километров, понесло на нас. На подводной лодке со мной был еще замкомбрига. А когда проводятся учения, все действия как в бою. Все скрытно. Всплываешь ночью, сеанс связи — и снова погружение. В очередной раз всплыли и увидели в перископ лед. Говорю: «Товарищ капитан первого ранга! Давайте всплывать и по радио тревогу объявим». Он в ответ: «Не будем!» На следующий день всплыли, а там сплошной лед. Толщина его — около метра. Льдиной погнуло перископы, но, к счастью, особо серьезных повреждений не было. Назначили курс, который был задан, взяли задание. А лодку использовали как ледокол. На третьи сутки помог самолет-разведчик, который сфотографировал льды и подсказал, как нам лучше пройти.
Самый большой срок, на который мы погружались, — до пяти суток. Это тяжко. Глаза вылезают из орбит. Голова болит из-за большого количества углекислого газа…
Сирийские командировки
Для 70-летнего Николая Косовнина Сирия ‑ особая страна, в которой, как он говорит, живет очень дружелюбный народ. Впервые Косовнин побывал в Сирии в 1973 году командиром рулевой группы ВМФ. Во время трех спецкомандировок обучал местных моряков и даже освоил арабский.
— Россия правильно делает, что поддерживает верного и давнего союзника в борьбе с террористами ИГИЛ! ‑ считает Косовнин. — Чем все закончится? Мир обманчив. Думаю, что с нашей помощью удастся освободить Сирию.
Он напомнил, что в прошлом году исполнилось 35 лет договору о дружбе и сотрудничестве между СССР и Сирийской Арабской Республикой. Практически все эти годы наша страна помогала Сирии военной техникой, в трудные периоды посылала на помощь корабли, подводные лодки и военнослужащих. Во многом благодаря этой помощи Сирия выстояла и сохранила целостность своей территории.
Николай Косовнин был там несколько раз с 1973 по 1987 год. В общей сложности — почти три года: на лодках, которые несли службу в Средиземном море, и в составе экипажей, находившихся непосредственно в порту Тартус. Последний раз — с ноября 1983 года по июль 1984-го — он был в Сирии в должности старшего помощника командира подводной лодки.
— Нагрузка тяжелая. Офицеры работали на износ. Жарко, а в лодке даже с кондиционерами — до 50 градусов. Плюс — напряжение из-за постоянных налетов авиации Израиля. Налеты прекратились в 1983 году, когда СССР поставил у берегов Сирии подводные корабли для радиолокационного обзора и наблюдения за самолетами и кораблями Израиля.
— Понятие «вежливые люди», которое на слуху сейчас, существовало и в СССР. Даже в уставах ВМФ и СА есть указание, что матросы и солдаты должны вести себя вежливо, ни в коем случае не конфликтовать с местным населением, а, наоборот, защищать его. Одним из элементов вежливости был и такой порядок, что в города стран, куда заходили, мы отправлялись группами по 3-5 человек. И всегда был старший, он мог предостеречь от необдуманных поступков. Корректное поведение и мощь нашего флота вызывали уважение у местного населения. В Тартусе люди говорили: «Когда вы заходите в порт, бомбардировки прекращаются». Само наше присутствие предотвращало войну!
Объединиться в Союз
Недавно Николай Петрович возглавил региональное отделение «Союза ветеранов Сирии». В него вступают ветераны, которые когда-то служили в этой стране.
— Задача Союза — объединить всех ветеранов Сирии, добиться званий и положенных социальных льгот, — рассказывает Косовнин.
Несмотря на заслуги и командировки, ветераном боевых действий Николай Косовнин, как и многие его товарищи, пока не признан. В таком же положении находятся те, кто служил в Анголе, Египте, Йемене, Мозамбике, Никарагуа. Многие пытались добиться получения этого звания, но не смогли. Во многом — из-за грифа секретности подобных командировок.
— Но прошло уже более 20 лет. Секретность снята. Мы живем в другом государстве, — говорит Николай Петрович. — К тому же появилась организация, которая может нам помочь — «Союз ветеранов Сирии». Мы несколько раз выступали на телевидении, «Парламентская газета» в конце прошлого года организовала круглый стол «Забытый полк» — с участием посла Сирии, представителей Госдумы, «Союза ветеранов Сирии» и общества «Офицеры России». Сейчас наши документы переданы в Госдуму, и их продвижением занимается депутат Михаил Дегтярев.
Ветеран обращается ко всем, кто служил в горячих точках, вступить в региональное отделение Союза. Контактный телефон: +7 (49254) 3-03-79.
Автор: Ирина Игнатова