Межрегиональное общественное объединение (МОО) «Союз ветеранов Сирии» от имени ветеранов 220-го и 231-го зенитных ракетных полков обращается за помощью во имя справедливости, защиты чести и достоинства военнослужащих.
Нам необходимо содействие в вопросе рассмотрения и внесения дополнений в Закон «О ветеранах», касающихся незаслуженно забытых событий на Ближнем Востоке, участие в которых принимали советские военнослужащие.
Во второй половине 1982 года человечество стояло на грани третьей мировой войны, причиной которой мог стать израильско-арабский конфликт. В сложившейся обстановке в Москву тогда прибыло сирийское руководство. Сирийская делегация во главе с президентом X. Асадом провела переговоры с участием Л.И. Брежнева, Н.А. Тихонова, Ю.В. Андропова, Д.Ф. Устинова, А.А. Громыко, Н.В. Огаркова. Главным итогом этих переговоров стало решение о переброске в Сирию советских воинских подразделений ПВО. Речь не шла о миротворческих силах СССР, выделяемых для помощи Сирии на основе международных соглашений. Высшим военно-политическим руководством страны было принято решение о вводе контингента советских войск в Сирию.
В соответствии с директивой МО СССР № 312/4/00836 от 25.11.1982 года, во исполнение постановления Совета министров СССР № 897-246 от 28.09.1982 года на базе Московского округа ПВО (г. Переславль-Залесский, г. Тула), Одесского и Закавказского военных округов были сформированы два зенитных ракетных полка С-200В. Происходило всё под видом учений «Кавказ-2», в условиях особой секретности и в кратчайшие сроки. В состав каждого полка вошли: командный пункт со средствами обеспечения, два зенитных ракетных дивизиона С-200ВЭ и один дивизион войсковой ПВО «Оса-АК», усиленный батареей ЗУ-23-2, мотострелковой ротой, взводом ПЗРК «Стрела-3М». Для подготовки ракет к стрельбе двух полков в состав 220-го зрп был включён технический дивизион С-200.
В период с сентября по декабрь 1982 года были проведены мероприятия по формированию полков и их боевому слаживанию с проведением боевых стрельб в 234-м ЦБП ЗРВ (г. Приозёрск, Казахстан).
В январе 1983 года под видом туристов первый эшелон прибыл в порт Тартус. На берег мы сошли уже в форме сирийской армии без знаков различия, имея на руках табельное оружие и боевую технику.
В январе 1983-го полки развернулись в боевой порядок и приступили к выполнению задачи по охране и обороне воздушных рубежей САР. В зону поражения полков вошли: Сирия, Ливан, Израиль, Иордания и акватория Средиземного моря.
В период с января 1983 года по октябрь 1984-го во взаимодействии с силами и средствами ПВО САР полки принимали активное участие в отражении ударов авиации Израиля по войскам САР, расположенным в долине Бекаа на территории Ливана. В январе 1983-го огнём 220-го зрп был уничтожен беспилотный самолёт-разведчик ВВС Израиля.
Наше присутствие на этой земле стало основной сдерживающей силой развития военного конфликта, на долгие годы обеспечив мир в Ближневосточном регионе.
О событиях того времени много сказано в открытой печати. Писали о том, что за образцовое выполнение задания правительства, мужество и героизм десятки солдат и офицеров были награждены орденами и медалями. После возвращения полков на Родину их расформировали, а в личных делах офицеров записали «в 1983–1984 годах проходил службу в Московском округе ПВО». Другие документы засекретили. Да так, что до сих пор концов найти не могут…
И в самом деле, сколько бы ни обращались ветераны в архивы Минобороны по вопросу о прохождении службы в САР, ответ приходит отрицательный. И неудивительно. Вот доказательство этому и объяснение многолетней бесплодной переписки. На очередной запрос в Центральный архив Минобороны (г. Подольск) нашему сослуживцу Алексееву П.А. пришёл ответ, проливающий свет на «тайну учёта» наших соратников: «…По вопросу непосредственного участия Алексеева П.А. в боевых действиях в Сирии рекомендуем (с копией нашего ответа) обратиться в Главное управление международного военного сотрудничества ГШ ВС РФ. Заведующий архивохранилищем В. Николенко. 29 мая 2009 года».
Нашим полкам не довелось участвовать непосредственно в боевых действиях. И это ключевая причина отказа в придании статуса воина-интернационалиста и причислении к участникам боевых действий. Так рассуждают чиновники, от которых зависит, считать или не считать нас таковыми. Но не в том ли и заключался главный смысл присутствия советских войск ПВО в Сирии, чтобы не допустить боевых действий? В том-то и состояла наша задача, успешно воплощённая в жизнь, – своим присутствием не допустить воздушного вторжения на территорию Сирии. А в случае необходимости уничтожить воздушные цели противника. Иными словами — не допустить боевых действий в стране. Эта цель была успешно достигнута путём круглосуточного дежурства с явной демонстрацией высокой боевой готовности и мощи нашего оружия! Нельзя забывать и тот факт, что территория обитания нашего контингента являлась фактически лагерем за несколькими рядами колючей проволоки с минными заграждениями…
К сожалению, если периоды и территории боевых действий, в которых участвовал гражданин, не включены в раздел III «Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации» Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ или конкретно не упоминаются в статье 3 названного закона, то такой гражданин не имеет права на получение статуса ветерана боевых действий. В связи с этим значительное число лиц, фактически принимавших участие в той или иной военной операции, не могут быть отнесены к числу участников боевых действий.
Так, не отнесены к боевым действиям, участие в которых даёт право на получение соответствующего статуса, боевые действия в Сирии и Ливане в 1982–1983 годах.
Следует отметить, что раздел III «Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации» Федерального закона «О ветеранах» подвергался изменениям уже три раза:
– 1 января 2004 года – дополнен новыми территориями и периодами ведения боевых действий: «Выполнение задач в условиях вооружённого конфликта в Чеченской Республике: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года. Выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года»;
– 1 января 2009 года – увеличены некоторые периоды боевых действий: «Боевые действия в Анголе, Мозамбике, Эфиопии».
– 1 января 2010 года – дополнен новыми территориями и периодами ведения боевых действий: «Выполнение задач по обеспечению безопасности и защите граждан РФ, проживающих на территориях Республики Южная Осетия и Республики Абхазия: с 8 по 22 августа 2008 года».
«Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации» может быть дополнен новыми позициями по законодательной инициативе, право на которую в соответствии со статьёй 104 Конституции РФ принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному суду РФ, Верховному суду РФ и Высшему арбитражному суду РФ по вопросам ведения названных судов.
Лицам, фактически принимавшим участие в тех или иных боевых действиях, но не отнесённым Федеральным законом о ветеранах к числу участников боевых действий, следует обратить внимание на Закон РФ от 21 января 1993 года № 4328-1 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах». Закон № 4328-1 устанавливает социально-правовые гарантии защиты военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах.
Порядок отнесения той или иной территории к зоне вооружённого конфликта или чрезвычайного положения определяется Постановлением Правительства РФ от 31 марта 1994 года № 280 «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооружённых конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций». Согласно постановлению гарантии и компенсации предоставляются лицам, направленным в составе воинских частей, подразделений и групп или командированным на территорию, где введено чрезвычайное положение, или в зоны вооружённых конфликтов и выполняющим задачи: по нормализации обстановки, восстановлению законности и правопорядка на территории, где в соответствии с законодательством РФ введено чрезвычайное положение, или на территориях государств — республик бывшего СССР в условиях чрезвычайного положения в соответствии с международными договорами (соглашениями); в местностях (в том числе за пределами РФ), отнесённых к зонам вооружённого конфликта решениями Правительства РФ.
В связи с тем что за пределы нашего государства никогда не посылались контингенты наших войск ПВО в составе полных и укомплектованных личным составом полков, да ещё и в режиме секретности, понятно, что в Законе «О ветеранах» не присутствуют пункты по нашему вопросу. И до настоящего времени не существует официального подтверждения или заявления со стороны Российской Федерации о том, что с января 1983 года по октябрь 1984 года личным составом в составе двух зенитных ракетных полков ПВО на территории Сирии выполнялась реальная боевая задача по охране и защите воздушных рубежей страны. И эта задача была выполнена успешно!
На сегодняшний день есть все предпосылки к тому, чтобы раздел III «Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации» Федерального закона «О ветеранах» подвергся изменениям. Необходимо дополнить раздел записью о ведении боевых действий в Сирии в 1983–1984 годах контингентом 220-го и 231-го зрп ввиду исключительности выполняемых личным составом задач. Необходимо учитывать, что военнослужащие постоянно подвергались смертельной угрозе нанесения авиационного или ракетного удара. Спасали от этого только высочайшее мастерство, выучка людей и готовность к самопожертвованию, боевая готовность полков самого высокого уровня. Эти факторы являлись сдерживающими для противников Сирии, воздушные рубежи которой и оберегали наши войска ПВО. Тот факт, что на территории страны было военное положение, никем не может быть опровергнут, но подтверждён сирийской стороной. По этой причине наши 220-й и 231-й полки и были направлены в Сирию!
«Союз ветеранов Сирии» обратился с ходатайством о продвижении и положительном решении вопросов для ветеранов, принимавших участие в выполнении интернационального долга на территории Сирии в период 1983–1984 годов. Вот наши предложения:
1. Внести изменения в раздел III «Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации» Федерального закона «О ветеранах» от 12 января 1995 года № 5-ФЗ. Внести в вышеуказанный перечень:
— боевые действия в Сирии в 1983–1984 годах (для контингента советских войск ПВО в составе 220-го и 231-го зенитных ракетных полков).
2. Признать военнослужащих советских войск ПВО в составе 220-го и 231-го зенитных ракетных полков участниками боевых действий в Сирии в 1983–1984 годах, а также воинами-интернационалистами с выдачей удостоверений и записью в личных делах.
3. Пересчитать офицерам и прапорщикам выслугу лет на пенсию, как нам обещали, один месяц службы за три месяца.
Председатель МОО
«Союз ветеранов Сирии»
Валерий АНИСИМОВ.
Фото из личного
архива Валерия Анисимова.
НАШ КОММЕНТАРИЙ
Автор этого письма не прав только в одном. Раздел III «Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации» Федерального закона «О ветеранах» подвергался изменениям не трижды, а четырежды. В последний раз туда вписали тех, кто служил в охваченном гражданской войной Таджикистане в середине 1990-х. Но вписать оказалось мало. «Закон по-прежнему не работает». Опубликованное в тематической полосе «Право» 24 апреля этого года под таким заголовком письмо Вячеслава Мишина, посвящённое мытарствам ветеранов Таджикистана при получении удостоверений ветеранов боевых действий, вызвало большой читательский резонанс.
«А чем я могу доказать (своё участие в боевых действиях на территории Таджикистана. – Ред.)? Да ничем! Тем, что призвали в СССР, а потом предательски бросили, «подарили» дружественному народу вместе с вооружением?» — недоумевает непризнанный участник боевых действий гвардии старшина 387-го парашютно-десантного полка 105-й дивизии ВДВ Алексей Чекалин. По его словам, чиновники военного ведомства на все запросы отвечают ему, что «вашей в/ч нет в директивах», а в погрануправлении говорят: получайте удостоверение в Министерстве обороны, так как часть, дескать, относится к этому ведомству. И в самом деле, какой-то замкнутый круг получается…
«Как быть солдатам России, которые не по своей воле остались дослуживать, исполнять свой воинский долг? – резонно спрашивает Алексей. — Это солдаты, и их немного — около 800 человек. Это те, кто служил в 387-м парашютно-десантном полку 105-й дивизии ВДВ (г. Фергана), в 35-й отдельной десантно-штурмовой бригаде ВДВ, в/ч 32363 (г. Капчагай)».
Наш читатель с горечью замечает, что «за бортом остались те, кто служил в элите советских и российских Вооружённых Сил, — представители ВДВ».
«Всё верно написано. Спасибо редакции «Красной звезды», что не боится освещать данную проблему, — делится своими мыслями на нашем сайтепограничник 479-го ПООН в/ч 3807 Виктор Рулёв. — В настоящее время на обращения ветеранов Таджикистана из всех инстанций шлют отписки. А имеющийся зарегистрированный законопроект Правительством РФ не поддержан и к рассмотрению в Государственной Думе не спланирован. Итог:
1. Формулировка Президента Российской Федерации в законе ФЗ-307 произвольно изменена.
2. Распоряжение Президента Российской Федерации, отданное на встрече с воинами 201-й военной базы в Таджикистане, проигнорировано.
3. От ветеранов продолжают требовать несуществующие в природе документы».
А вот мнение другого нашего читателя – Сергея Александровича Кима:
«Очень жаль, что наши руководители и чиновники различных ведомств настолько черствы и бесчувственны к существующей проблеме получения статуса ветерана боевых действий военнослужащими, честно и добросовестно выполнявшими свой воинский долг в период с 1992 по 1997 год на территории Республики Таджикистан. По-моему, факт признания ветеранами боевых действий участников тех событий имеет ещё и патриотический аспект, так важный для нашей молодёжи, особенно сейчас. Очень горько сознавать тот факт, что сейчас нас выкинули и забыли, как ненужный и отработанный материал. Особая признательность и благодарность автору письма Вячеславу Мишину».
Как видите, ситуации с ветеранами Сирии и Таджикистана во многом схожи. А чиновники по-прежнему молчат…