ВЕТЕРАНЫ СИРИИ ЗА БОРТОМ

Стенограммы по законопроекту №704460-6

Председательствующий. Включите режим регистрации, пожалуйста.

Покажите результаты.

Результаты регистрации (12 час. 31 мин. 03 сек.)

Присутствует 411 чел. 91,3 %

Отсутствует 39 чел. 8,7 %

Всего депутатов 450 чел.

Не зарегистрировано 39 чел. 8,7 %

Результат: кворум есть

Кворум есть.

Коллеги, у нас по 28-му и 29-му вопросам почему-то нет докладчиков, это Дегтярёв и Нилов. Я прошу их пройти в зал.

Рассматриваем 28-й вопрос, о проекте федерального закона «О внесении изменений в статью 45 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исправительной системы, и их семей» и раздел III приложения к Федеральному закону «О ветеранах». Доклад Михаила Владимировича Дегтярёва.

Пожалуйста.

Дегтярев-М.В

Дегтярёв М. В., председатель Комитета Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодёжи, фракция ЛДПР.

Уважаемые коллеги, минуточку внимания, очень важный законопроект. Проект федерального закона разработан в целях распространения статуса ветерана боевых действий на военнослужащих, которые выполняли задачи по охране и обороне воздушных рубежей в Сирии в период с января 1983 по октябрь 1984 года. Военное сотрудничество между Советским Союзом и Сирийской Арабской Республикой осуществлялось в рамках договора о дружбе и сотрудничестве, подписанного в Москве в 1980 году. Советские и сирийские руководители заявили тогда о своей решимости неуклонно развивать и укреплять взаимодействие между государствами и народами в политической, экономической, военной и других областях.

Во второй половине 1982 года человечество оказалось на грани третьей мировой войны, причиной которой мог послужить арабо-израильский конфликт. Сирийцы, исторически являющиеся соседями и союзниками ливанского народа, вступили в вооружённое противостояние с частями израильской армии, которые вошли на территорию Ливана. В тот момент действия израильтян были осуждены мировым сообществом, и резолюция Совета Безопасности ООН 517 от 4 августа 1982 года требовала немедленного вывода израильских войск из Ливана. Израильских политиков такой вариант не устроил, они намеревались вынудить ливанское руководство принять выгодные Израилю условия мирного договора. (Ничего не напоминает, коллеги? Очень напоминает XXI век.) В этой обстановке в Москву прибыла сирийская делегация во главе с президентом Хафезом Асадом. Главным итогом переговоров сирийцев с советским руководством стало решение о вводе наших войск в Сирию.

В соответствии с директивой Министерства обороны Советского Союза от 25 ноября 1982 года № 312 во исполнение постановления Совета Министров СССР № 897 от 28 сентября 1982 года на базе Московского округа ПВО (город Переславль-Залесский, военная часть 21036, и город Тула, военная часть 71629), Одесского и Закавказского военных округов были сформированы два зенитных ракетных полка С-200В. Всего в Сирию было направлено около 6 тысяч советских военнослужащих. В январе 1983 года полки были развёрнуты в боевой порядок по штату военного времени и приступили к выполнению боевой задачи по охране и обороне воздушных рубежей Сирийской Арабской Республики. В зону поражения полков вошли Сирия, Ливан, Израиль, Турция, Ирак, Иордания и акватория Средиземного моря, восточная часть. В период с января 1983 по октябрь 1984 года во взаимодействии с силами и средствами ПВО Сирии в обстановке военного положения в стране, в смертельной опасности полки принимали активное участие в отражении ударов авиации Израиля по войскам Сирии, расположенным в долине Бекаа в Ливане. За выполнение этого задания особой важности, мужество и героизм десятки солдат и офицеров были награждены орденами боевого Красного Знамени, Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», а также медалями и орденами Сирийской Арабской Республики.

После возвращения полков на родину их расформировали, а в личных делах офицеров записали, что в 1983—1984 годах они проходили службу в Московском округе ПВО (6 тысяч военнослужащих). Несмотря на то что ветеранские организации 220-го и 231-го зенитно-ракетных полков неоднократно пытались добиться правовых гарантий и социальной защиты для участников сирийских событий 30-летней давности, по-прежнему не принят ни один нормативный правовой акт в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почёт и уважение в обществе. (Это как в известном фильме: «Видишь суслика? — Нет. — …А он есть».) Следует отметить, что советские военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях в Сирии в июне 1967 года, в марте 1970 года, в 1972 году, в октябре 1973 года, официально признаны ветеранами боевых действий — в отличие от ветеранов 220-го и 231-го зенитно-ракетных полков.

В феврале 2012 года министр иностранных дел Российской Федерации Сергей Викторович Лавров направил приветственное письмо участникам и гостям всероссийского съезда ветеранов-военнослужащих, проходивших службу в Сирийской Арабской Республике. В письме отмечается, что размещение советских зенитных ракетных полков ПВО на территории Сирии в начале 80-х годов способствовало стабилизации ситуации на Ближнем Востоке и предотвратило эскалацию мирового конфликта. Представители дипломатического корпуса и вооружённых сил Сирии также дали высокую оценку интернациональной службе ветеранов.

Можно долго ещё об этой истории говорить, но отмечу только, что ветераны — военнослужащие, проходившие службу в Сирийской Арабской Республике, полностью поддерживают внешнюю политику России в отношении сегодняшнего сирийского кризиса.

В проекте федерального закона, который представляется вашему вниманию, предлагается для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и прапорщикам, проходившим её в составе 220-го и 231-го зенитных ракетных полков в Сирии, засчитывать один месяц службы в выслугу лет на льготных условиях — за три месяца. Предполагаемые расходы федерального бюджета на эти цели в 2016 году — законопроект был внесён в 2015-м — составили бы 46 миллионов рублей. Всего лишь!

Принятие данного федерального закона позволит восстановить историческую справедливость, установить правовые гарантии социальной защиты участников боевых действий на территории Сирии и, кстати, дать надежду тем, кто сегодня там служит, что с ними не поступят так же, как с теми, кто нёс там боевое дежурство в 1982—1983 годах.

Председательствующий. Содоклад Андрея Леонидовича Красова.

Пожалуйста.

Красов-А.Л.

Красов А. Л., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Докладчик довольно подробно изложил суть законопроекта. Я хочу остановиться на решении Комитета Государственной Думы по обороне.

Комитет Госдумы по обороне не поддержал автора законопроекта, я объясню, по каким причинам. Во-первых, в статье 45 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…», куда автор пытается внести изменения, касающиеся исчисления выслуги лет, на самом деле устанавливается повышение пенсий некоторым категориям военных пенсионеров, а порядок исчисления выслуги лет для назначения военной пенсии регулируется другой статьёй этого закона — статьёй 18, в соответствии с которой порядок исчисления выслуги лет устанавливается Правительством Российской Федерации. Исходя из изложенного изменения, которые вносит автор законопроекта, не являются предметом правового регулирования статьи 45 и прямо противоречат положениям статьи 18 этого закона. Ровно об этом же в своих заключениях говорят Правительство Российской Федерации и Счётная палата.

Теперь что касается внесения в закон периода боевых действий в Сирии с января 1983 года по октябрь 1984 года в целях присвоения отдельным категориям военнослужащих статуса «ветеран боевых действий». Нами направлялся запрос в Министерство обороны Российской Федерации с просьбой дать ответ, принималось ли решение органами государственной власти Советского Союза о направлении советских военнослужащих в Сирию для ведения боевых действий в период с января 1983 года по октябрь 1984 года. И нами был получен ответ, что Министерство обороны Российской Федерации не располагает сведениями о направлении и участии советских военнослужащих в боевых действиях в указанный период в Сирийской Арабской Республике. Коллеги, в отличие от настоящего времени, когда Вооружённые Силы Российской Федерации используются в Сирии по решению Президента Российской Федерации и Верховного Главнокомандующего Вооружёнными Силами Российской Федерации, а также с согласия Совета Федерации, выраженного в постановлении от 30 сентября 2015 года, к сожалению, в указанный период, с января 1983 года по октябрь 1984 года, органами государственной власти Советского Союза такие решения не принимались.

Обращаю ваше внимание: Михаил Владимирович сказал о некоторых периодах, которые обозначены в этом приложении, когда шли боевые действия в Сирийской Арабской Республике. Я ещё раз позволю себе напомнить, что наши Вооружённые Силы, Советского Союза, принимали участие в боевых действиях там в июне 1967 года, в марте — июне 1970 года, в сентябре — ноябре 1972 года, в октябре 1973 года, и — докладчик, наверное, забыл уточнить — есть ещё один период: июнь 1982 года, тогда была Ливанская война, или Первая ливанская война, когда Израиль проводил военную операцию «Мир Галилее», но эта операция закончилась 11 июня 1982 года. То есть пять периодов участия в боевых действиях в законе «О ветеранах» зафиксировано.

Правительство Российской Федерации данный законопроект не поддерживает. Комитет-соисполнитель — Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов — также не поддержал этот законопроект.

Уважаемые коллеги, Комитет по обороне рекомендует Государственной Думе отклонить данный законопроект.

Спасибо за внимание.

Председательствующий. Спасибо.

Будут ли вопросы?

Включите режим записи.

Покажите список.

Коломейцев-Н.В..

Коломейцев Николай Васильевич.

Коломейцев Н. В. Уважаемый Андрей Леонидович, вы боевой офицер и, как и генерал Шаманов, прекрасно понимаете, что военнослужащие находились и там, и когда была операция «Анадырь», и в Анголе, и в других местах не сами по себе. Может быть, не ссылаться на то, приняли или не приняли решение? Есть и другой источник — можно через МИД посмотреть, кто выезжал, куда, насколько, когда вернулся.

Не считаете ли вы правильным, вот даже несмотря на отклонение этой инициативы, чтобы не делать кучу мелких — а у нас сейчас порядка десяти законопроектов ещё по разным территориям и разным периодам, — сделать общий закон? Всё-таки не так много осталось людей, которые выполняли задачи по защите интересов государства, тогда ещё Советского Союза, и, поверьте, они там достойно воевали, я думаю, вы это знаете. Сделать один закон, не ссылаясь на закрытые источники или утерянные документы, потому что я не верю, что военнослужащие перемещались с оружием… (Микрофон отключён.)

Красов А. Л. Николай Васильевич, спасибо за вопрос. Я хочу, чтобы мы все вспомнили, какие события происходили в тот период. Ещё раз говорю: в июне 1982 года была Ливанская война, которая в середине июня была закончена в связи с тем, что так называемые подразделения, или отряды освобождения Палестины были эвакуированы в Тунис. Но в начале, вернее, в 1983 году начался новый виток, боевые действия происходили на территории Ливана между вооружёнными силами Ливана и шиитско-друзской милицией, которую поддерживали сирийские вооружённые силы. Боевые действия проходили на территории Ливана, а мы говорим сейчас о Сирии.

Следующий момент. Что же у нас в законопроекте? Мы говорим о присвоении статуса «ветеран боевых действий». Для того чтобы этот статус гражданин Российской Федерации мог получить, необходимо, чтобы было, во-первых, решение органа государственной власти о направлении военнослужащего, подразделений, частей, соединений в иностранные государства, во-вторых, непосредственное участие данного военнослужащего в боевых действиях на территории этого иностранного государства либо выполнение других мероприятий на этой территории в районе боевых действий. Этого нет.

Можно ещё добавить время, Александр Дмитриевич?

Председательствующий. Добавьте.

Красов А. Л. А теперь давайте представим, что мы этот закон приняли: каждый гражданин должен доказать своё участие в боевых действиях, а что у них написано в личном деле? Вот у меня в личном деле записаны все периоды, в которые я участвовал в боевых действиях, а у них написано, что службу они проходили в Московском военном округе, то есть закон мы приняли, а реализовать его нельзя: они не смогут ничего доказать, потому что решения органа государственной власти Советского Союза нет и документов, подтверждающих их непосредственное участие в боевых действиях, тоже нет. Принимать закон для того, чтобы просто принять? Непонятно.

Председательствующий. Спасибо.

Будут ли желающие выступить?

Коломейцев Николай Васильевич.

Коломейцев Н. В. Уважаемые коллеги, к сожалению, это щепетильный вопрос, ну, всякая страна, которая переживает потрясения, по-разному хранит свои секреты. Но вот задайте себе вопрос: военнослужащие, которые выполнили приказ, через 50 лет получают признание, в том числе большезвёздными генералами, роли, которую они выполнили… Вот, скажем, мой законопроект, который перенесли, по «Анадырю»: есть выступления министров, замминистров, но, к сожалению, они выступают уже после того, как перестают занимать эти должности. С моей точки зрения, учитывая особую ситуацию и запах третьей мировой войны, который витает вокруг нас, правильней было бы не будоражить эту тему систематически, а обобщить информацию по этому вопросу, и я утверждаю, что сейчас есть возможность уточнить в архивах персонально, кто где участвовал. Для этого у нас есть специальные службы, для этого у нас есть МИД, который фиксирует и хранит сведения о том, где когда и кто был, и при необходимости эти документы может дать. Не вина военнослужащего, выполнившего задачу, что кто-то где-то спрятал или не сохранил приказ. Я не верю, что в том числе в советское время большие воинские и даже небольшие воинские контингенты могли перемещаться с оружием без фиксации, тем более что учёт в советское время был значительно жёстче, чем сейчас, при перемещении боеприпасов, военной техники и так далее.

Формально вы, наверное, правы в отношении того, что Михаил Владимирович не указал правильно какие-то периоды, какие-то документы, но факт-то участия есть! И можно предложить, как у нас это было по пенсионным вопросам: пожалуйста, два свидетеля через суд доказывают, и мы разрешаем это дело. Но я подчёркиваю, есть законный способ. Если правительство озаботится этим вопросом, то этот вопрос, ну, он выеденного яйца не стоит даже по деньгам, но зато мы с вами даём надежду на то, что не забудут и тех, кто сегодня участвует.

Я вам напомню, что сейчас 11 тысяч бойцов американского спецназа, информация о которых закрыта, каждый день участвуют в подготовке и проведении операций по всему миру. Как вы считаете, мы должны отвечать адекватно, аналогичные действия предпринимать или нет? Кто даст на это приказ? Только специальные закрытые службы и приказы.

Мне кажется, что Комитету по обороне в принципе, даже отвергая этот законопроект, надо задуматься, как одним законом, а это возможно, решить вот эту проблему.

Председательствующий. Спасибо.

Тетерин Иван Михайлович.

Тетерин И. М., фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

Александр Дмитриевич, вы не включили процедуру записи на выступления, я хотел бы тоже высказаться.

Председательствующий. Пожалуйста.

Тетерин И. М. Уважаемые коллеги, здесь Николай Васильевич сказал, что должен быть единый закон, — да он есть, закон «О ветеранах», и в нём есть статья «Ветераны боевых действий». Там чётко написано, что таковыми являются те, кто принимал непосредственное участие в боевых действиях, и данная территория распорядительным документом в то время Советского Союза, сейчас Российской Федерации должна быть отнесена к районам, где велись боевые действия.

Вот здесь Михаил Владимирович сказал, что он обозначил периоды, и их немало, когда в Сирии находились наши военнослужащие, наши соединения и части. Почему эти периоды вошли в перечень? Потому что там реально проходили боевые действия, эти территории реально были отнесены к районам, государствам, где велись боевые действия. И наверное, мы не можем себе позволить высказать сомнение в том, что в одних случаях распорядительные документы издавались, всё это присутствовало, а в других — не имело места. Очень сомнительно. Вот здесь также говорили, что нынешний период по Сирии опять забудут, — не забудут, потому что сентябрь 2015 года — открытая дата, она не закрыта. Она закроется, когда там всё закончат, так что опасений в этой части нет.

Давайте руководствоваться именно нормой закона о ветеранах боевых действий и опять не относить то, чего не было, к этому разделу, потому что никаких подтверждающих фактов нет. Если мы пойдём по этому пути, знаете, сколько сейчас соискателей найдётся? Кто-то где-то присутствовал, где-то находился, но был ли там на самом деле и тем более участвовал ли в боевых действиях — это большой вопрос. Давайте мы не будем выдумывать, давайте не будем придумывать, давайте руководствоваться законом, который уже имеется и чётко регламентирует вопрос о ветеранах боевых действий.

Благодарю за внимание.

Председательствующий. Спасибо.

Представитель президента будет выступать? Правительства? Нет. Докладчик?

Дегтярёву включите микрофон.

Дегтярёв М. В. Уважаемые коллеги, большое спасибо всем, кто поддержал законопроект. Я хочу ещё раз сказать, что закон «О ветеранах» действует, он рабочий и мы как раз хотим внести в него изменения. Мы руководствуемся обращениями ветеранских организаций, которые у нас есть. Тот факт, что кто-то из военачальников записал или дал указание записать в личных делах офицеров, что они в 1983—1984 годах проходили военную службу в Московском округе ПВО, не меняет дела. Наши офицеры, которые защищали небо Сирийской Арабской Республики по приказу верховного командования Советского Союза, реально сбивали атаковавшие самолёты, подвергались опасности, миномётным обстрелам, и эти офицеры, слава богу, живы, они живут в нашей стране, поэтому, мне кажется, казуистикой не стоит заниматься. Нужно поддержать этот законопроект, быть честными, а технические вопросы, которые мой содокладчик обозначил, мы ко второму чтению готовы скорректировать. Ещё раз прошу поддержать законопроект, коллеги.

Спасибо за внимание.

Председательствующий. Содокладчик?

Включите микрофон Красову.

Красов А. Л. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я уже в своём докладе упомянул, что данный законопроект не может быть поддержан, потому что вносятся изменения в статью 45, а она регулирует совсем другие отношения. Необходимо внести изменения в статью 18, но при этом изменится концепция самого законопроекта.

И, коллеги, я поддержу выступление Ивана Михайловича Тетерина. Есть федеральный закон, и его положениям необходимо следовать: должны быть решения органов государственной власти либо Советского Союза, либо Российской Федерации о направлении военнослужащих в страны, в города или на территории для участия в боевых действиях, и необходимо подтверждение участия этих граждан в боевых действиях — другого мы пока ещё не приняли. Надо следовать нормам закона.

Прошу поддержать отклонение законопроекта.

Председательствующий. Спасибо.

Шаманов-В.А

По ведению — Шаманов Владимир Анатольевич, пожалуйста.

Шаманов В. А., председатель Комитета Государственной Думы по обороне, фракция «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы с вами являемся законодателями, и, если исходить из той работы, которая была проведена комитетом, у нас нет законных оснований рассматривать этот вопрос о внесении изменений. Озабоченность проявили Михаил Владимирович и те, кто вместе с ним работал над законопроектом, — конечно, мы, как люди, участвовавшие в боевых действиях, понимаем их обеспокоенность. И рекомендация такого плана: у нас есть Конституционный Суд — обращайтесь, будет постановление Конституционного Суда — тогда и будет разговор. Полученные ответы из Министерства обороны, из других источников о решениях органов государственной власти Советского Союза сегодня нам не дают оснований этот… (Микрофон отключён.)

Председательствующий. Спасибо.


http://transcript.duma.gov.ru/node/4931/

Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона, пункт 28 повестки дня.

Включите режим голосования.

Покажите результаты.

Результаты голосования (12 час. 59 мин. 59 сек.)

Проголосовало за 78 чел. 17,3 %

Проголосовало против 0 чел. 0,0 %

Воздержалось 0 чел. 0,0 %

Голосовало 78 чел.

Не голосовало 372 чел. 82,7 %

Результат: не принято

Не поддерживается

Опубликовано в Документы | Комментарии к записи ВЕТЕРАНЫ СИРИИ ЗА БОРТОМ отключены